четверг, 19 июля 2012 г.

Мысли вслух или психологический штурм Чебаркульских эстафет


ЧЕБАРКУЛЬСКИЕ ЭСТАФЕТЫ. 

Наверное, единственная многодневная эстафета в России. Я уже давно всем говорю: «Хотите научиться проводить эстафеты, приезжайте в Чебаркуль». Здесь годами отработана такая Мощная система проведения, что любой Чемпионат Мира позавидует. 20 лет, из года в год, 4 дня подряд…, а кто вспомнит хоть один сбой???
На моей памяти (а я участвовал в 19 эстафетах) не помню ни одного. И каждый год  я жду того момента, когда вновь попаду на этот праздник, в эти веселые компании, в эту летнюю встречу «зимников» (ведь в остальное время они отдыхают или на сборах), в эту суету и переживания за команду…
Самые интересные в этих эстафетах, на мой взгляд, психологические поединки соперников. Я уже давно бегаю 3 этап и вижу переживания всех спортсменов, кроме стартующих первыми. Это очень интересно: кто бегает туда-сюда, кто чуть ли не спит, дожидаясь своего этапа, кто уже изгрыз пластиковый стакан в предвкушении появления своего спортсмена на смотровом пункте. 
Сейчас я вам поведаю свое психологическое настроение в течении всего Чебаркуля-2012:
Но начну издалека. После удачного завершения Чемпионата УФО, к которому я готовился «серьезно» (это была моя главная цель в первой половине этого летнего сезона), в душе образовалась непонятная, но мне уже знакомая «пустота». Многие такое переживали: это когда ты ставишь перед собой цель и достигаешь ее, а после… ничего (пустота), не к чему стремиться. Ты достиг, чего хотел, и дальше нет дороги. Начинается апатия. безразличие, отупение.  Кто-то с этим справляется быстрее, кто-то дольше. Осмысление этого у меня пришло на четвертый день после окончания УФО, когда мышцы требовали нагрузки тупой нудной болью по ночам, а желания бегать хватало лишь на разминку и заминку с моими воспитанниками на тренировке.
Собравшись и настроившись на серьезную борьбу в ближайшие выходные, но так и не сделав ни одной полноценной пробежки, мы отправляемся в Чебаркуль. Там встретился со своей командой (Курышев Саша и Шакиров Ваня), заявился, и стал готовиться к первому дню. Потренировавшись на «О-дубль два», я понимал, что реально могу отыграть 4 - 7 минут. И чем более техничная дистанция будет, тем больше смогу обогнать соперников. Дистанция все дни не больше семи километров, значит бежать быстро нужно с самого начала и до конца (сил должно хватить). При этом  грубое и стремительное ориентирование по маякам до района КП с четким замедленным заходом на пункт. Обязателен выбор варианта до захода на КП. Это был мой основной настрой во все дни. А теперь начинается самое интересное. Настрой настроем, а третий этап чем и интересен, что спортсмену приходится, зачастую, за секунды до своего старта менять тактику прохождения дистанции. А потом и во время гонки, особенно при встрече с соперниками.

1 день.
Саша на первом этапе приходит восьмым с отставанием от лидера 10 минут. Неприятные мысли лезут в голову. 10 минут уже труднее отыграть. Гоню негатив прочь и убегаю на разминку. Подбежав на смотровой говорю Саше, чтобы он на дистанции дал мне информацию о том сколько до ближайшего соперника. Ваня проходит смотр и я перебегаю на передачу. Меня спрашивают: «какими идете?». Какая разница – отвечаю – главное сколько проигрываем. Иван появляется почти через 10 минут после первого и передает мне эстафету шестым. Пора за работу. Первые два КП бегу «железными вариантами», вчитываясь в карту. Дальше все по системе без ошибок. На смотровом мне сообщают, что иду четвертым, а до третьего 3 минуты. Можешь не торопиться – прокричал кто-то мне в след. Еще треть дистанции впереди, где все может случиться – подбадриваю себя. Оставшиеся КП пробегаю чисто. На финише меня радостно поздравляют с третьим местом. Значит, все таки, кого то обошел. По дистанции никого не видел, где все  остались не понятно. Начало не плохое. Легкой трусцой бегу в лагерь. «На свежачка» так легко бежится в первый день J.

2 день.
Саша на первом этапе проходит смотровой в 4 минутах от лидера, что вселяет уверенность. На второй петле из-за ошибки мы откатываемся на 14 место с отрывом почти в 10 минут. На второй этап убегает Сорокин Михаил, который заменил Шакирова Ивана из-за травмы. Немного подождав, начинаю разминку. Параллельно слежу за смотровым пунктом. О чудо – Миша до смотрового перегона очень много отыграл и передал мне  эстафету четвертым с отрывом меньше 2 минут от лидера. И главные соперники «Златоуст-Реактиво» (на последнем этапе Шавкунов Саня) стартуют позже нас! Начинаю догонять. 1 КП чисто. На пути ко второму передо мной вдруг появляется Саня (у него был ближний рассев). Второй пункт ближе у меня. По пути на 4 вижу Зорина Егора и Замоздру Сергея. На 5 и 6 пытаюсь от них убежать. По пути на 7 КП опять Саня впереди (как так, сколько мне его еще обгонять?) Разогнавшись с ним, на восьмой КП захожу на большой скорости и попадаю на нижнюю полянку слева (ошибочка). Нашелся, подправился, отметился на КП. 9 пункт опять на скорости не заметил бугор под линией кружка и встал, не добежав КП. Потерял примерно минуту, так как следующий пункт был ближе, а на смотре проигрывал Шавкунову 40 секунд. Нужно догонять. Идем вторыми. А тут еще всеми любимая зеленка. 13 и 14 КП беру чисто. На 15 пункт заход от правого края большого бугра в лощину по чистому лесу. Перед зеленкой пункт (все должно быть довольно просто и далеко видно)… Чистый лес так и не нашел. Вокруг все похожее. Решаю бежать дальше на запад до бугра перед дорогой и заходить с него. Беру азимут и выбегаю точно на пункт. В это же время к нему подтягиваются Егор и Саня. Осталось совсем немного, сейчас начнется – проносится в голове. Теперь главное бежать быстро и точно или не отстать от соперников. Ребята пропускают меня вперед, значит буду задавать темп. На 16 пункт захожу заранее. Краем глаза подмечают, что никто не бежит другим вариантом. И правильно, а вдруг ошибется. А тут, даже если я ошибусь, то они будут рядом и обгонят. При заходе на 17 пункт решаю последний перегон бежать справа по просеке. Саня побежал за мной, Егор напрямик. Несусь как могу, не смотрю по сторонам и назад (нет времени). Отмечаюсь на последнем КП первым и  несусь на финиш. Пробегаю петлю и выруливаю на «финишную прямую». Мне кричат – Егор догоняет. Я и сам это чувствую… САМЫЙ интересный момент, который каждый видел и рассказывает по-своему. Вот так это было с моей стороны: Я понимал, что Егор может меня обойти ногами. Выход только один: не дать себя обогнать. Значит нужно бежать по центру, а когда он начнет обгон с одной из сторон, смещаться в ту сторону, закрывая собою путь. Коридор один, правилами не запрещено по нему бегать из стороны в сторону. Так и получилось: я почувствовал, что Егор будет обходить слева, и стал прижиматься к тому краю коридора. Дальше он просто об меня споткнулся, из-за чего потерял равновесие и отстал. Дело сделано, на финишной станции я отметился первым. Извини, Егор, но обижаться не стоит. Это чистейшая тактика борьбы на финише и ничего больше. После финиша я чувствовал себя как выжитый лимон. Естественно, заминочная пробежка до лагеря сменилась прогулкой до пляжа и отмоканием в приятно освежающем озере.

3 день.
Первый этап Саша пробежал отлично, проиграв на финише 5 минут. На втором этапе Миша пробежал на одну петлю больше на бабочке, из-за чего передал мне эстафету с 13-минутным отрывом от лидера. Я решил так: рискую бежать очень быстро и могу большую часть народа догнать. Или проиграть еще больше и выкинуть этот день из зачета. Интересная штука, эта бабочка J. По пути на нее подцепил Асоян Никита. Почти всех остальных там встретил. С Никитой у нас бабочка сошлась полностью. Мы прибегали на сборный пункт, куда отовсюду сыпались наши соперники, и убегали в разные стороны. Из четырех забеганий на общий пункт лишь последний раз мне посчастливилось взять его чисто. Кто каким идет, никто не представлял. После бабочки на пути к 14 КП увидел Прокопьева Сергея. Дальше бежали вместе. 17 пункт взял первым и решил убегать. Смотровой перегон пробежал быстро, а при заходе на 20 КП превысил скорость и пробежал мимо. Нашелся только на второй лощине после КП, вернулся обратно. Потеря времени, надо отыгрывать. Бегу на 21 пункт, Никиты уже рядом нет. Отмечаясь на пункте, вижу подбегающего Сергея. Ну вот, опять гонка будет – проносится в голове. Беру грубое направление и несусь под гору в сторону последнего КП. Впереди вижу плакат финиша, понимаю, что мне нужно правее. Главное, чтобы Сергей бежал за мной. Взгляд вправо, там его нет, значит сзади (это хорошо). Финишный КП, крики болельщиков, финиш. Сергей за мной в 9 секундах, значит просто ломил по моим следам. Второе итоговое место в протоколе меня сегодня устроило. Тяжеловато дается дистанция, но риск оправдан, слава Богу.

4 день.
Решающий день соревнований. Как и в большинстве случаев бывает: кто сегодня выиграет, тот и победитель. Будто и не было предыдущих 3 дней, все начинается сначала.
Саня на смотровом проходит очень хорошо, но на финише появляется лишь десятым (подсел на второй петле). Миша отыгрывает. И я убегаю на этап уже пятым. Первый гон простой и беговой. На втором КП меня уносит вниз левее (тороплюсь), и на КП захожу с левых скал (там мне подсказали, где находимся). В районе 5 пункта меня уносит правее. Останавливаюсь за КП на исчезайке. Встречается Леха Головань. Я ему показываю где стоит на карте 58 КП, а он мне подсказывает, где тот стоит на местности. Любезный обмен информацией помог обоим (все счастливы и довольны J ). По пути на 7 пункт вдалеке на просеке замечаю Сергея Замоздру. На 9 КП бегу прямо через болото в узком месте (по дороге справа оказалось быстрее на минуту). При заходе на 11 пункт вижу убегающего Сергея (догнал). 12 КП - ушел немного правее. Смотровой перегон Серега в пределах видимости. Чувствую, пытается от меня убежать. Надеюсь, что ошибется на 15 пункте в зеленке… Надежды не увенчались успехом. Взгляд на остаток дистанции: опять остается только гонка. Я прибавляю, нужно до финишного КП его догнать и пробежать вместе - немного отдохнуть перед финишным рывком. Предпоследний КП он отмечает первым и… о Боже!!! (точно такая же ситуация произошла со мной в прошлом году). Сергей бежит не на последний пункт, а под 45 градусов влево по тропе.  Вот он, мой шанс, Бог сегодня на моей стороне. Беру правильное направление и несусь как могу к финишному КП. Отметка, финиш, МЫ ВТОРЫЕ, Слава Богу!!!


Сейчас ловлю себя на мысли: бегая все четыре дня на дистанции и даже зарубаясь на последних пунктах и  в финишном коридоре, ни разу не подумал о том какое место в итоге займу (да и не знал я этого, пока финиш не пересек). Догоняя и обгоняя соперников не возникает никаких мыслей, как будто пробежал мимо очередного дерева или поляны. Что это, как так?... А, просто, не хватает на эти отвлекаловки времени. Говорят так: «Если во время соревнований у тебя хватает времени подумать о чем то еще кроме дистанции, значит ты слишком медленно бежишь».
Вот такая каша варится в голове Башкирского Тюменца в дни Чебаркульских эстафет.



3 комментария:

  1. Очень интерсное чтиво. Вася спасибо за труд.

    ОтветитьУдалить
  2. Василий, молодец , что нашел время описать Чебаркульские приключения! Просмотрев твои дистанции, все-таки не могу понять, как ты на такой высокой скорости выходишь точно на КП? Вот это - настоящее мастерство! Надеюсь, что твои описания дистанций помогут молодым и "не очень молодым" ориентировщикам КСО ЕРМАК. Спасибо!

    Ольга Ведина

    ОтветитьУдалить
  3. Сразу захотелось пойти побегать ))) Спасибо, Вася

    ОтветитьУдалить